Эль Гордо в центре скандала: космический толстяк бросает вызов нашему пониманию Вселенной

Столкновение двух массивных скоплений галактик в ранней Вселенной ставит под сомнение стандартную теорию космологии. Об этом свидетельствуют результаты нового исследования международной группы астрономов, включая специалиста из Университета Сент-Эндрюс.

По стандартной модели космологии Lambda-cold dark matter (ΛCDM), галактики образуются в начале, и лишь затем объединяются в большие скопления. Новое исследование, опубликованное в The Astrophysical Journal , опровергает это, показывая, что два крупных скопления галактик столкнулись на огромной скорости, когда Вселенной было всего половина от ее нынешнего возраста.

Скопление, о котором идет речь, известно как El Gordo (с испанского – “толстяк”), учитывая его массу в 2 000 триллионов раз превосходящую массу Солнца. Новое исследование предоставляет более точную оценку массы этого объекта, что помогает устранить неопределенность предыдущего исследования о проблематичности El Gordo для ΛCDM.

Массу оценивали, используя отклонение света от фоновых галактик, которые казались искаженными из-за гравитационного притяжения El Gordo. Это было сделано с помощью телескопа Hubble, и результаты совпадают с данными от James Webb Space Telescope.

Исследование, проведенное Еленой Асенсио из Университета Бонна, использовало симуляции для оценки скорости столкновения галактик. Результаты показали, что столкновение El Gordo и ΛCDM находятся в глубоком противоречии.

Елена Асенсио комментирует: “Десятки детализированных симуляций показывают, что El Gordo не может иметь столь медленную скорость столкновения, которая была бы вероятной в рамках ΛCDM.”

Также отмечается, что El Gordo не единственный пример столкновения галактик, который вызывает вопросы к модели ΛCDM. Доктор Индраниль Баник из Университета Сент-Эндрюс указал на другие аналогичные случаи.

В заключение, профессор Павел Круппа из Университета Бонна и Карлова университета в Праге говорит: “Теперь много доказательств того, что формирование структуры Вселенной происходило быстрее, чем предполагалось в модели ΛCDM.”