Ученые нашли ключ к долголетию, и он связан с “прыгающими генами”

Исследователи предоставили экспериментальные доказательства пути, который контролирует старение. Было обнаружено, что подавление некоторых мобильных последовательностей ДНК у нематод приводит к удлинению жизни. Это открытие не только расширяет понимание процесса старения, но и открывает двери для потенциальных применений в биологии и медицине.

Транспозабельные элементы (ТЕ), также известные как транспозоны или “прыгающие гены”, представляют собой последовательности ДНК, которые перемещаются из одного места в геноме в другое. Эти перемещения иногда вызывают мутации, способствуя процессу старения и возникновению заболеваний, связанных со старением.

Ученые из Университета Эйтвеша Лоранда (ELTE) в Венгрии ранее предполагали, что специфический процесс, называемый путем Piwi-piRNA, способствует старению путем контроля над ТЕ. В своем последнем исследовании они предоставили доказательства работы этого пути.

Путь Piwi-piRNA – это механизм подавления РНК, который защищает геномы от мутагенной активности ТЕ. В текущем исследовании ученые провели эксперименты на нематоде Caenorhabditis elegans и обнаружили, что подавление двух конкретных семейств ТЕ, Tc1 и Tc3, замедляет процесс старения.

“В наших исследованиях, просто подавляя ТЕ или экспрессируя элементы пути Piwi-piRNA, мы наблюдали статистически значимое преимущество в продолжительности жизни”, – заявил Адам Штурм, ведущий автор исследования.

Кроме того, исследователи обнаружили эпигенетические изменения в ДНК этих червей по мере их старения. Они определили, что возможно использовать эпигенетическую модификацию как точный определитель биологического возраста.

“Эпигенетическая модификация может проложить путь для метода определения возраста из ДНК, предоставляя точные часы организма”, – сказал Тибор Веллаи, соответствующий автор исследования.

Лучшее понимание путей, контролирующих старение, может привести к разработке методов продления жизни и улучшению здоровья в пожилом возрасте, утверждают исследователи.

Исследование было опубликовано в журнале Nature Communications.