Математики нашли 12 000 новых орбит для “неразрешимой” проблемы трёх тел

Проблема трех тел является одной из наиболее сложных головоломок в физике и математике, иллюстрируя сложность природного мира. Если два объекта вращаются друг вокруг друга, например планета вокруг звезды, их траекторию движения можно описать с помощью одного или двух математических уравнений. Но добавление третьего тела делает задачу гораздо сложнее из-за влияния гравитации каждого объекта на другие.

Международная группа математиков объявила о нахождении 12 000 новых решений этой важной проблемы, что является значительным дополнением к сотням ранее известных сценариев. Исследование ученых было опубликовано в базе данных arXiv в качестве предварительной версии и пока не прошло экспертное рецензирование.

Открытые математиками орбиты выглядят запутанными и сложными, напоминая рисунки баварских кренделей – претцелей и поражая замысловатыми узорами. “Они обладают очень красивой пространственной и временной структурой”, – заявил ведущий автор исследования Иван Христов из Софийского университета.

Системы трех тел довольно распространены во Вселенной. Новые решения могут оказаться чрезвычайно ценными для астрономов, однако их реальная практическая польза будет известна только после анализа их устойчивости. Другой эксперт, Жуан Франк из Университета штата Луизиана, выразил сомнения в устойчивости таких орбит, предполагая, что они “вероятно, никогда не реализуются в природе”.

Тем не менее, несмотря на сомнения в практических применениях, эти решения представляют собой математическое чудо и вызывают большой теоретический интерес.