Ученые приближаются к созданию материалов для левитирующих поездов

Научный мир вновь оживился после сообщений о возможном открытии материала, способного к сверхпроводимости при комнатной температуре. Недавно команда из Южной Кореи заявила о создании такого материала, названного LK-99, представляющего собой кристалл из меди, свинца и фосфата. Утверждение подкреплялось видео, демонстрирующим частичное левитирование материала. Однако вскоре энтузиазм угас, когда другие научные группы не смогли воспроизвести эти результаты, предположив, что наблюдаемые магнитные эффекты были вызваны диамагнетизмом.

Итерация научного флешмоба разразилась прошлым летом, когда пользователи Твиттера начали расхваливать работу южнокорейской команды, которая заявила, что обнаружила материал , который является сверхпроводящим при комнатной температуре и давлении. Подтверждением этого заявления стало видео, на котором видно, как кусок материала частично парит в воздухе . Если результаты будут повторены, это будет иметь огромное практическое значение для таких вещей, как левитирующие поезда и квантовые вычисления.

Потом история рухнула. После того, как многочисленные команды по всему миру попытались повторить исследование, они обнаружили, что материал — кристалл меди, свинца и фосфата под названием LK-99 — в конце концов не является сверхпроводником; его странные магнитные эффекты, вероятно, были вызваны более приземленным явлением, называемым диамагнетизмом. «Многие вещи диамагнитны: пластик, графит, люди», — говорит Лесли Шуп, профессор химии в Принстоне. «Есть знаменитый эксперимент, в котором они заставили лягушку парить над гигантским магнитом». Через неделю история исчезла.

Несмотря на скептицизм многих ученых, занимающихся изучением сверхпроводников, таких как профессор физики из Университета Джонса Хопкинса Питер Армитаж, который считает шансы на успех почти нулевыми, некоторые исследователи сохраняют оптимизм. Синеад Гриффин, теоретический физик из Национальной лаборатории Лоуренса в Беркли, отмечает интересность результатов и подчеркивает важность их проверки и воспроизведения.

Несмотря на разочарование в научном сообществе, китайские исследователи не потеряли надежды. Они экспериментировали с материалом, похожим на LK-99, известным как медьзамещенный апатит свинца, обладающим схожей химической формулой. В этом месяце ученые опубликовали в arXiv статью, в которой утверждают, что, хотя материал и не проявляет сверхпроводимости при комнатной температуре, он показывает признаки такого поведения при температурах, достижимых в обычном морозильнике. Это открытие, если подтвердится, может стать значительным прорывом в области. Сообщество в Твиттере вновь оживленно обсуждает эти новости.

Это исследование подчеркивает, что область сверхпроводимости остается полной нерешенных вопросов. Несмотря на понимание явления сверхпроводимости при очень низких температурах, механизм его возникновения при более высоких температурах до сих пор не объяснен. Открытие новых классов сверхпроводников часто происходит случайно, и иногда механизм их работы сильно отличается от уже известных.

В то время как некоторые исследователи критикуют социальные сети за спешку и недостаточную проверку информации, другие считают, что быстрое распространение новых открытий через серверы предварительных печатных версий оправдывает возможные неудобства. Гриффин указывает на проблемы с традиционным рецензированием и необходимость быстрого прогресса в науке.

Несмотря на огромные пробелы в текущем понимании явления, существует вероятность, что материалы, способные к сверхпроводимости при комнатной температуре и давлении, могут быть открыты благодаря терпению, упорству и удаче. Это означает, что однажды малоизвестная исследовательская группа может действительно опубликовать отчет об изменяющем мир открытии, и он окажется правдивым.