В связи с ростом мошеннических схем, операторы связи начали внедрять решения для защиты абонентов от повторных мошеннических вызовов. Эти решения позволяют либо предотвратить нежелательный звонок, либо разорвать соединение во время разговора на основе анализа нейросети. Операторы отмечают, что за последние полгода количество таких вызовов увеличилось на 30%. Однако эксперты предупреждают, что новые технологии могут привести к блокировке не только мошеннических, но и полезных звонков.
Компании связи активно работают над технологиями, направленными на борьбу с повторными мошенническими звонками. В «Т-Мобайле» (ранее «Тинькофф-Мобайл») сообщили о запуске функции «временная блокировка», которая доступна абонентам с подключенной бесплатной услугой «защита звонков».
По словам представителей компании, мошенники не ограничиваются одним звонком и, столкнувшись с блокировкой, продолжают пытаться связаться с абонентом, используя разные номера или переходя в мессенджеры.
После того как нейросеть оператора определяет вызов как мошеннический, все звонки с неизвестных номеров блокируются на определённый срок. При этом абонент по-прежнему получает вызовы от привычных для него контактов и может совершать исходящие звонки по мобильной сети.
В основе работы нейросети лежит анализ звуковых волн, а не содержания разговора. Сравнивая звук с образцами мошеннических вызовов, система маркирует подозрительные звонки. Если количество совпадений превышает допустимый порог, искусственный интеллект маркирует разговор и прерывает его.
В «Вымпелкоме» подтвердили, что у них работает аналогичная функция. В случае высокой вероятности мошенничества звонок блокируется еще до соединения, а для абонента активируется так называемый «купол безопасности», который защищает его от повторных подозрительных вызовов. Звонки от проверенных контактов продолжают поступать.
МТС предлагает блокировку подозрительных звонков, или абонент может выбрать маркировку вызовов, чтобы быть предупрежденным о потенциальных угрозах. Стоимость услуги составляет 3 рубля в день. За первое полугодие компания заблокировала 1,3 миллиарда нежелательных вызовов, что на 30% больше по сравнению с прошлым годом.
В «СберМобайле» фильтруются вредоносные звонки, блокируются мошеннические и спам-вызовы еще до первого гудка. Абоненты могут воспользоваться услугой, при которой ИИ анализирует ключевые фразы в разговоре и предупреждает о возможном мошенничестве.
Оператор t2 (бывший Tele2) предупреждает о рисках, связанных с блокировкой вызовов, для которых нет подтвержденной информации о мошенничестве. По мнению компании, характер вызова можно определить лишь на основе анализа больших данных, таких как частота и продолжительность звонков, поскольку доступ к содержанию разговора является конфиденциальным. В t2 считают, что подключение всех операторов к единой системе «Антифрод» поможет исключить вызовы с подменой номера и уменьшит вероятность мошенничества.
«МегаФон» воздержался от комментариев. Эксперты отмечают, что несмотря на активное внедрение систем на основе ИИ, полностью решить проблему мошенничества и спама не удается, так как злоумышленники адаптируются быстрее. Кроме того, системы не могут с точностью на 100% распознавать мошеннические звонки, что может привести к блокировке полезных вызовов.
Источник: SecurityLab