В 1985 году саксофонистка Меррил Голдберг прилетела в Москву вместе с тремя музыкантами из группы Klezmer Conservatory Band. С собой у Голдберг были ноты и принадлежности для инструментов. В одной нотной тетради Меррил Голдберг хранила скрытую информацию.
Саксофонистка сама разработала шифр на основе нот, который содержал имена, адреса и другие детали, необходимые группе для поездки. Шифр выглядел как настоящие ноты и содержал тайную информацию. Секретные ноты находились на нескольких страницах книги вперемешку с настоящими композициями. Такая скрытность связана с тем, что группа не хотела сообщать советским чиновникам подробности своей поездки. Музыканты собирались встретиться с Phantom Orchestra.
Phantom Orchestra являлся диссидентным ансамблем, который Голдберг описывала как объединение еврейских отказников (евреев, которым был запрещен выезд из СССР), христианских активистов и хельсинкских наблюдателей, тайно отслеживавших соблюдение Советским Союзом Хельсинкских соглашений 1975 года .
Поездка Klezmer Conservatory Band финансировалась и координировалась некоммерческой организацией « Action For Soviet Jewry », которая занималась оказанием гуманитарной помощи в СССР и помогала советским евреям эмигрировать в Израиль и США.
Поездка была редкой возможностью для американских и советских музыкантов встретиться в СССР и вместе заниматься музыкой. Визит также позволил американским музыкантам передать Phantom Orchestra информацию об оказании помощи евреям и дальнейших планах. А ансамбль делился информацией о людях, пытающихся сбежать из СССР.
Голдберг и ее коллеги отправились в Москву по отдельности двумя парами, чтобы не вызвать подозрения. Их обучили правильному поведению на допросах и сказали ожидать слежки советских чиновников на протяжении всей поездки. Но сначала Голдберг нужно было провести свой ноутбук через пограничный контроль.
«Когда мы приехали, нас сразу же отвели в сторону и перерыли все в нашем багаже. Это было сумасшествие. Пограничники даже открыли нотную тетрадь. Если бы там был музыкант, он бы понял подвох. Они просмотрели все страницы, а потом вернули тетрадь», — рассказала Голдберг.
Названия музыкальных нот состоят из букв от A до G, поэтому они не предоставляют полный алфавит. Чтобы создать шифр, Голдберг назначила буквы алфавита нотам в хроматической 12-тоновой гамме, добавляя нотные ключи, диапазоны и ритмы. Таким образом Меррил смогла добавить правдоподобность закодированной музыке. По словам Голдберг, её код позволял сохранять информацию о людях или детали, которые могли бы помочь евреям эмигрировать из СССР.
После остановки в Москве группа приехала в Ереван, чтобы встретиться с Phantom Orchestra. Музыканты познакомились и даже устроили несколько небольших концертов. В течение восьми дней пребывания в СССР советские агенты постоянно следили за музыкантами и неоднократно проводили допросы.
После пребывания в Ереване американские музыканты планировали поехать в Ригу, Ленинград и Париж. Во время поездки агенты КГБ поймали музыкантов, отвезли в Москву и конфисковали паспорта. Затем было принято решение депортировать группу в Швецию. В сопровождении охраны музыкантов доставили к самолету. По словам журналистов, группе не сообщили причину высылки.
По словам Голдберг, группа смогла помочь некоторым людям навсегда покинуть СССР. Нотный шифр Меррил Голдберг было несложно раскрыть. Однако, обфускация оказалась элегантной и гармоничной схемой шифрования, которая поспособствовала выполнению больших планов и целей.
Источник: SecurityLab