Многие уверены, что стать жертвой дезинформации могут только ограниченные люди, а они сами всегда смогут распознать очевидную пропаганду. Но так ли это?
Группа независимых ученых провела исследование
с целью выяснить, каковы шансы стать жертвой дезинформации в Telegram. Для этого они изучили 317 млн Telegram-сообщений в 28 тыс. открытых Telegram-каналах за период с 2015-го по 2019 год и 200 тыс. Telegram-постов за 2018-2019 годы.
Как оказалось, неправдивая информация лучше освещается, чем доверенные новостные сообщения. Она привлекает внимание пользователей громкими заголовками, в особенности апеллирующими к основным эмоциям. Кроме того, фейковые новости лучше распространяются, поскольку носят скандальный характер и якобы подтверждают определенную точку зрения. Распространяя такие новости, пользователи вовлекаются в обширную социальную сеть. Однако несмотря на это, у Telegram-каналов с фейковыми новостями не больше просмотров, чем у надежных каналов, зато их пользователи ведут себя по-другому.
«Мы также обнаружили, что Telegram-каналы с высокой долей вводящих в заблуждение источников были более активными и имели больший охват аудитории, чем те, которые делились ссылками на профессиональные новости», — сообщается в отчете.
Однако дезинформация не ограничивается обменом сообщениями между пользователями и изолированными взаимодействиями. В вопросе распространения контента интерфейс Telegram отдает предпочтение каналам, а не алгоритмическим временным шкалам, что, вероятно, увеличивает влияние даже небольшого количества людей.
«Работа нескольких лиц, занимающихся распространением вводящих в заблуждение сообщений через Telegram-каналы, может иметь потенциально большее влияние по сравнению с аналогичными действиями на других платформах с временными шкалами в стиле Facebook. Это может еще больше мотивировать их оставаться активными авторами вводящего в заблуждение контента», — говорится в отчете.
Эти каналы также имеют довольно специфические особенности. Их меньше по сравнению с каналами, распространяющими достоверные новости, и они с большей вероятностью «разделены на более мелкие сообщества по идеологическим и национальным признакам». Эти закрытые сообщества, как и большинство пользователей в целом, ищут информацию, соответствующую их убеждениям, что в свою очередь может привести их к каналам, распространяющим фейковый контент.
Исследователи пришли к выводу, что несмотря на более высокий уровень распространения контента, аудитория профессиональных новостных источников, ориентированных на США, превышает аудиторию тех, кто следит за предвзятыми каналами. В целом охват дезинформации не так драматичен, как часто утверждается.
Источник: SecurityLab